О среднем
образовании
Даймон Лаэтел работает преподавателем в
средней школе, как он сказал. Думаю, что вполне можно побеседовать с ним о
среднем образовании. На мой взгляд, уровень среднего образования определяет
потом уровень развития страны в целом. А проблемы с образованием создают массу
проблем и в науке и в экономике и в культуре. Давайте подробно остановимся на
том, какие же есть проблемы в среднем образовании. Сразу можно указать две
основные проблемы. Одна это чему учить, а другая как учить. Первую можно тоже
разделить на части. Что конкретно надо учить и по каким учебникам надо учить.
Потом может не всех надо учить одному и тому же. Может надо учить по
способностям и не тратить время и здоровье учеников на предметы, к которым у
них нет способностей? Учить одних гуманитарным наукам, других естественным.
Второе, как учить? Надо заставлять
учеников учиться или нет. Или учить только тех, кто хочет и может учиться, как
у нас в основном и было, а остальные просто посещали школу. Нет, сначала
заставляли и даже оставляли на второй год, а потом неуспевающих учеников просто
переводили из класса в класс, лишь бы не болтались без дела. Потом еще вопрос,
как надо заставлять? На мой взгляд, это просто неразрешимая проблема для школы.
В семье можно нанять платного репетитора, который будет учить одного или
несколько учеников, и все-таки, научит и может быть, даже хорошо научит. А в
школе к каждому двоечнику учителя не приставишь.
Еще проблема, какие учителя, не секрет,
что не все они таланты от бога, есть представители весьма посредственные.
Как видим, имеем массу проблем.
Я: Здравствуйте, Лэател! Вы можете
побеседовать со мной на тему о среднем образовании?
Л: Виктор, вполне могу.
Я: Как долго вы уже преподаете в средней
школе?
Л: Я сначала был ученым физиком, поэтому
мой стаж преподавания очень не большой.
Я: Простите, я опять буду задавать
нескромные вопросы. У вас есть научные звания или степени?
Л: Виктор, у меня самая высокая научная
степень типа академика по вашему.
Я: Потрясающе! Наших академиков не
выгонишь из академии наук.
Теперь я понял, какой у вас уровень
среднего образования. Впрочем, для балбеса, все равно, какой уровень у
преподавателя.
На мой взгляд, дилетанта, в школе важно
иметь в большей мере педагогические способности. Как сам помню, в самом начале
у нас по физике была такая учительница, что я слушал ее, просто разинув рот и
потом пошел на физфак. Всего у меня было только 3 таких преподавателя.
Еще по математике и по истории древнего мира. Остальные просто работали, как
могли.
Л: Ты прав, только я работаю в старших
классах.
Я: Сколько лет длится учеба в средней
школе
Л: Всего 24 года.
Я: Ну, какое же это среднее образование?
Его даже высшим не назовешь. Преподают академики, учатся в два с половиной раза
дольше, чем наши школьники. Что тут сравнивать? Мы у вас практически ничему не
сможем поучиться или что ни будь перенять.
Придется мне по другому подойти к этому.
Давайте вы просто ответите на те проблемные вопросы, которые я назвал в начале
статьи.
Как вы хотите отвечать сразу на все,
в общем или конкретно я буду задавать вопросы по очереди, а вы будете отвечать
Л: Лучше задавай вопросы.
Я: Что конкретно надо учить в школе?
Я имею в виду учить общие дисциплины всем без разбора до последнего класса,
или в конце, в старших классах проводить специализацию. Как были у нас
школы с математическим уклоном или иностранным языком.
Л: Трудно сказать, по моему можно и так и
так.
Я: У вас есть спецшколы?
Л: Есть и очень много.
Я: Как могут родители знать, надо ребенка
отдавать спецшколу или нет? Отдадут его в спецшколу, да не в ту. Он бы учился
лучше по другим предметам, а время уже ушло. Переведут в другую спецшколу, он
там сначала должен догонять, конечно, он потом выровняется, если действительно
талантливый ребенок.
Л: Это большая проблема, Виктор, у нас она
тоже стоит.
Я: Ну вот, и что же делать?
Л: Виктор, мы ничего не делаем.
Я: Почему?
Л: Понимаешь, в чем дело, не хватает на
все средств и сил. Может, в будущем, решим.
Я: Технические училища тогда тоже имеют
право на существование, хотя учат там общим дисциплинам откровенно плохо, да
это и не нужно рабочему. Вы согласны?
Л: Да, конечно, Виктор, образование в СССР
было очень хорошим.
Я: Как насчет тог что бы учить отдельно одних
гуманитарным, а других естественным наукам?
Л: Это, по моему лишнее, все в школе
должны учить одно и то же.
Я: Надо заставлять детей учиться, или нет?
Л: Обязательно! Ведь дети еще ничего не
понимают.
Я: Как заставлять?
Л: Не палкой или ремнем, конечно. Главное
в начале не упустить момент.
Я: Да, я помню, меня мать заставляла по
нескольку раз переписывать уроки, и как я этого не хотел. Потом научился и
привык относиться к делу должным образом. Ну, это к школе не относится. В школе
просто двойку поставят.
Л: В начальных классах надо поставить дело
таким образом, чтобы заставить всех переписывать, кто плохо сделал, чтобы
приучить детей сразу делать хорошо. От этого будет завить вся учеба в
дальнейшем.
Я: Теперь вопрос, как у вас с подготовкой
кадров? Учитель у нас не является престижной профессией. Редко кто идет в
педвуз по призванию. И конкурс не большой был в мое время.
Л: О Виктор, учитель у нас это величина
высшей категории, выше академика.
Я: Да, это я понял теперь.
Л: И у нас, чтобы стать учителем начальных
классов, надо пройти специальное тестирование, не каждый его может пройти,
только десять процентов из желающих стать им.
Я: Сколько времени вы будете заниматься
преподавательской деятельностью?
Л: Виктор, не очень долго, потом я вернусь
в науку. За время моей преподавательской деятельности, примерно за 20-25 лет в
науке, в моем случае в физике, произойдут какие то изменения, я должен понять
что, чтобы потом на современном уровне снова вести преподавание, Да так и
интересней, по-моему, как ты думаешь?
Я: Я думаю, это потрясающе! Опять
нескромный вопрос, я серьезно, а на пенсию когда? Я тоже был преподавателем 25
лет только в ВУЗе, сейчас уже более10 лет на пенсии.
Л: На пенсию у нас никто не идет.
Я: Понятно, Все здоровые, крепкие мужики,
молодые все, как таких отправлять на пенсию?
Ну, а можете вы плюнуть на все и сказать,
надоело все, работаешь, работаешь сто или двести лет, не хочу больше, буду
отдыхать.
.Л: Запросто, только никто так не делает..
Я: Вот здорово!
Не могу не задать еще один вопрос, ну а
высшее образование у вас есть?
Л: Есть, конечно, только не всякий его
может получить.
Я: Это почему?
Л: Тут вот в чем дело, высшее образование
у нас получает ученик у учителя, один учитель, один ученик.
Я: Два ученика может быть?
Л: Нет, ни в коем случае. И учитель сам
решает, когда ученик заканчивает свою учебу.
Я: У вас есть высшее образование?
Л: Да, есть. И даже два.
Я: Ничего себе!!
Л: Не буду скромничать, я являюсь одним из
самых главных ученых нашего мира.
Я: Да, вот тебе и преподаватель средней
школы.
Я: Ну, в общем, все более, менее понятно.
Спасибо огромное!
23.02.22