Вернуться на главную страницу

 

Ессеи и катары

 

 

В своей истории человечество не раз находило тот совершенный путь развития, по которому нужно было идти. Создавались общины, сообщества, которые на основе знаний своих философов или пророков, получивших учение от Бога, пытались жить согласно этим учениям. Но, на пути всегда вставала непреодолимая преграда, сила, которая все разрушала или сворачивала курс на старый проторенный путь стихийного развития. А ученье объявлялось ересью и уничтожалось, или искусно подменялось, как это было с христианством. Где одна из основных заповедей не убий, была заменена на идею создания воинства Христова. А заповедь возлюбить врага своего – на полное уничтожение и ереси и еретиков, которые были не враги, а собственные граждане. Общины разгонялись и преследовались, а то и полностью уничтожались все  жители. Так было с ессеями, так было и с катарами.

Давайте посмотрим более подробно, что представляли собой  эти люди, и каково было их ученье.

 

Ессеи (ессены, кумраны)

 

Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Вначале ессеи жили в Иудее в городах и деревнях под именем ассидеев, затем они удалились на северо-запад от Мертвого моря. Там они составили обособленные колонии и избегали общения с остальными соплеменниками.

При приёме вступающий в общину должен был под страшной клятвой дать обет:

·         быть справедливым ко всем

Далее, по рассказу Филона, ессеи

Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к общине. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой.  За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни.

Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мертвого  моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия. Ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.

Как мы видим здесь ессеи были перебиты римскими солдатами.

 

Катары

 

Теперь о другом народе, который тоже хотел жить согласно своему ученью. О катарах. Но, когда я начал о них писать, то получил такую информацию:

Иисус Христос: С тобой сейчас будет говорить один умный человек.

Это был один из катаров и вот, что он мне сказал:

Ты сначала скажи, что ученье катаров идет из глубины веков, это четвертый век до н. э. У нас было ученье о будущей мессии и оно точь в точь произошло так как было написано. Я сам читал его. Ученье это стало потом великой тайной, потому как ученье церкви не давало ответы на существование Иисуса Христа после распятия. Можно на этом закончить. 

Вот и стала, раскрыта великая тайна Катаров, которую так все хотели узнать, называя её Священным Граалем. Но, продолжим далее.

Согласно официальной версии ката́ры — название, данное католиками христианскому религиозному движению, распространённому в ХI-XIV веках в ряде стран и областей Западной Европы (особенно были затронуты Лангедок, Арагон, север Италии и некоторые земли Германии). Период расцвета движения пришёлся на XII-XIII века,  противодействие катаризму долгое время было одним из главных мотивов политики римских пап. Противостояние между катарами и Католической церковью достигло кульминации в начале XIII века. Специально для борьбы с еретиками папа Иннокентий III учредил церковную инквизицию, а затем санкционировал крестовый поход, вылившийся в 20-летнюю войну, разорившую юг Франции. В этой войне катары и их сторонники из числа католических феодалов потерпели поражение, а последовавшие систематические репрессии завершились полным разгромом движения. Дольше всех других катарских крепостей сопротивлялся замок Монсегюр, сдавшийся крестоносцам в марте 1244 года. Последний оплот катаров, замок Керибюс, пал в августе 1255. Последнего катара сожгли на костре между сентябрем 1321 года и ноябрем 1322 [Анн Бренон, "Последнее путешествие доброго человека"].

Как видите, здесь катаров уничтожила римская Католическая церковь. Получается, что вполне возможно было жить постоянно долго согласно своему ученью и жить мирно и счастливо.

Вот что пишет о катарах Майкл Бейджент.

 

Что касается культуры катаров, то она была одной из самых утонченных во всем Христианском мире, исключая, быть может, культуру Византии; впрочем, у этих двух культур было много общего.

Высоко оценивается там философия; поэзия и куртуазная любовь восхваляются, как

замечательные интеллектуальные достоинства в обществе элегантном и блестящем; огромную

роль играет изучение греческого, арабского, древнееврейского языков, в то время как в Люнеле

и Нарбоне в школах изучают древнюю иудейскую эзотерическую науку — Кабалу. Также в противовес тому, что мы можем наблюдать в то время в Европе, здесь, под

милосердным небом провансальской культуры царит религиозная терпимость. Может быть, это

было потому, что коррумпированная, непримиримая и уже несостоятельная

римско-католическая Церковь пользуется не слишком большим уважением — приходы без

месс, без священников, или же со священниками, предпочитающими другие виды

деятельности, нежели их священство; может быть также, потому что эта страна, благодаря

своему географическому положению, остается открытой для различных проникающих в нее

культурных течений; обрывки мусульманской и иудейской мысли, исходящих из Марселя —

перекрестка торговых и морских путей, различные влияния, идущие из Северной Италии или

же пробивающие себе дорогу через Пиренеи. Но какой бы блестящей ни была эта культура, она несет в себе также и свойственные ей

слабости, среди которых не последнее место занимает отсутствие единства. Как только

Церковь, озабоченная установлением там своего авторитета, решила действовать, Лангедок

проявляет почтение и не способен выдержать ее безжалостный натиск, тем более

безжалостный, что в самом сердце этой пленительной культуры свирепствует самая грозная за

все времена Средневековья ересь — альбигойская, вышедшая из истинной Церкви, с ее

собственными иерархией и соборами, проникшая во все крупные города Германии, Фландрии и

Шампани и имеющая там ошеломляющий успех.

Их религия, как и многие другие, основана на дуализме, только она более законченная.

Мир есть театр конфликта между двумя непримиримыми началами: духовным началом Добра и

материальным началом Зла; чтобы победило Добро, Свет, нужно порвать с материальным,

оскверненным миром Зла и Мрака, богом — узурпатором", дурным началом, прозванным «Rex

Mundi» — «Королем Мира». Нужно быть бедным, целомудренным и чистым, говорят катарские

проповедники — «Совершенные», превзойти нечистую материю, отказаться от всякой идеи

«власти», чтобы воспринять только идею Любви. Только тогда душа может достичь спасения и

совершенства; иначе через целую серию переселений она будет вновь и вновь воплощаться в

тело, пока, освобожденная, она не сможет достичь совершенной чистоты.

А чтобы сделать это, человек, созданный Сатаной, может освободиться только

посредством личного познания, опыта или «гнозиса», которые способствуют его прямому

контакту с Богом, без человеческого посредника и без понятия веры. То есть катары

отбрасывают всю церковную иерархию и свод догматов римско-католической Церкви. В глазах

последней самым темным пунктом в ереси катаров является их отношение к Христу.

Безусловно, он согласился сойти в этот чувственный, нечистый мир, чтобы указать душам

дорогу к свету; но он только внешне выглядел человеком, а на самом деле был видением,

подчиняющимся земным законам, но совершенно не имеющим к ним никакого отношения. Он

никак не мог быть сыном Божьим, а был, в лучшем случае, его образом, самым совершенным из

ангелов, или пророком.

И тогда Дьявол попытался умертвить его на кресте, и раз крест есть орудие Зла, то он ни в

коем случае не должен быть предметом поклонения, так как в действительности Христос не мог

страдать и умереть на этом кресте.

Церковь — Рима — Roma — противоположное началу Любви — Amor, которую

представляет Иисус, и следовательно, это Церковь Дьявола, погрязшая в ереси. Все, что от нее

исходит — пагубно, и ее таинства не имеют никакой ценности, ведь вода для крещения и

гостий для причастия сделаны из нечистой материи.

Однако, вопреки силе своего убеждения, катары не были ни свирепыми, ни фанатичными,

и это одна из причин их успеха. Это были мудрецы, влюбленные в простоту и желающие

спасти души людей, мистики, обладающие, возможно, некой великой космической тайной;

некоторые моменты их доктрины, остающиеся в тени, могут заставить думать, что она

содержала какое-то эзотерическое знание.

Они осуждают равно брак, плоть и зачатие, которые, будучи далекими от служения

началу Любви, идут только от «Rex Mundi». Но так как в большинстве своем катары были

обыкновенными мужчинами и женщинами — кроме «Совершенных» с очень строгими

моральными установками, — то сексуальность не совсем исчезла из их жизни. Чтобы ее

простить, то перед смертью над ними свершается таинство, присущее только катарам —

«Consolamentum», — обязывающее их прожить оставшееся им время в абсолютном

целомудрии. Вполне возможно представить себе, что они осуществляли нечто вроде контроля

за рождаемостью и даже за абортами; верование, на которое намекали некоторые инквизиторы,

обвиняя еретиков в «противоестественной сексуальной практике»; кое-кто из их врагов вменял

им в вину содомию под тем предлогом, что они всегда ходили проповедовать по двое.

Мы видим, что вся жизнь их была благочестием, добротой и строгостью. Их церемонии и

молитвы происходили не в храмах и церквах, а в специальных домах или сараях, или же на

сельском рынке. Каждый Совершенный отдавал свое имущество общине, чтобы посвятить себя

размышлениям, преподаванию и уходу за больными; катары считали, что они на самом деле

представляют Церковь Любви, и, следовательно, более близкую к учениям апостолов, чем

римско-католическая Церковь, предававшаяся всем мирским порокам.

Такова в общих чертах история этого религиозного движения, которое распространяется в

Лангедоке и прилегающих к нему провинциях, нанося этим вред католической Церкви. К нему

вскоре присоединяются многие благородные семьи, потому ли, что они оценили религиозную

терпимость, или же они не могли больше выносить развращенность официальной Церкви, ее

упадок и явную несостоятельность. Как бы то ни было, тридцать процентов Совершенных были

выходцами из лангедокской знати. В 1145 г., за полвека до Альбигойского крестового похода,

святой Бернар явился собственной персоной, чтобы поразить катаров, и он был удивлен тем,

что тех было действительно очень много, но «не было учения более христианского, нежели

учение катаров, и нравы их были чисты».

Тем не менее, в 1200 г. католическая Церковь, еще более обеспокоенная развитием ереси

и прекрасно сознающая, какую зависть вызывает на Севере эта богатая южная провинция,

решает вмешаться при первом же удобном случае. Этот случай вскоре ей представляется: 14

января 1208 г. был убит легат папы римского Пьер де Кастельно, и хотя катарская ересь была

абсолютно непричастна к этому убийству, Рим дает сигнал к вооруженному наступлению.

В июле 1209 г. в Лионе под предводительством аббата Сито собирается огромная армия и

отправляется в дорогу, ведущую на юг. Симон де Монфор, испытанный солдат и вассал

французского короля, возглавляет военные действия, полный решимости не отступать ни перед

чем и стереть с лица земли страну еретиков. Его святому делу оказывает помощь молодой и

страстный испанский миссионер Доминго де Гусман, основавший в 1216 г. монашеский орден,

носящий его имя (орден Доминиканцев), представители которого будут заседать в трибуналах

Инквизиции. Катары будут не единственными жертвами этого печально известного

учреждения; такая же участь постигла издавна живущее в Лангедоке еврейское население, которое

защищали знатные семьи провинции.

 

Все или почти все в учении катаров согласуется с учением Розы Мира. Одно отличие только в том, что учение катаров разлилось как море широко и захлестнуло почти всю Европу, а Роза Мира, как учение, известно немногим, а о том, чтобы жить, так как учит Роза Мира, пока и помышлять не приходится. Насколько духовно были богаче наши далекие предки и мудрее.

 

10.11.10

 

Вернуться на главную страницу