Вернуться на главную страницу

Филон

 

Из учебников истории известно, что, среди иудейских сектантов, особенно за пределами Палестины, широкую популярность приобрели философские идеи уроженца Александрии египетской — Филона (ок. 20 г. до н. э. — 54 г. н. э.). В своих многочисленных произведениях Филон стремился к эклектическому объединению идей греческой философии (стоицизма, идеализма Платона и пифагорейства) с иудейскими религиозными догмами, к аллегорическому истолкованию некоторых греческих мифов и книг Библии.

Согласно учению стоиков, мир прекрасен и неизменен, отдельные проявления зла, подобно теням на картинах художников, не могут изменить его положительных качеств. Поэтому истинный мудрец должен выработать в себе спокойное отношение ко всему окружающему, он не должен привязываться к внешним благам, огорчаться в несчастьи. Счастье заключается в спокойствии духа, в сознании исполненного долга перед природой и обществом.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породитьир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.
Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Основу философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

Согласно учению Филона, первоначалом мира и окружающей человека действительности является «сущий» (бог Яхве) — недоступный человеческому познанию и обладающий мудростью и всемогуществом. Он — творец окружающего человека чувственного мира, который существует и развивается по воле своего творца. Божество наполняет мир и поддерживает с ним связь, посылая в него своих бестелесных вестников Высшим из этих посланцев «сущего» является логос (божественное слово), который есть «сын божий». Говоря о человеке, Филон резко противопоставлял бессмертную душу, заключенную в теле, и само тело: душа деятельна, а материя тела бездеятельна и косна. В теле сосредоточено все худшее, что тянет человека к грубому, материальному миру, в душе — все лучшее, что помогает человеку приблизиться к «сущему» путем доведения своей веры до экстаза. Филон проповедовал «подражание» божеству путем аскетизма, отречения от мирских благ, покаяния, духовного очищения.

 В середине I в. н. э. Римская империя пережила тяжелый политический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстаний и жестокую гражданскую войну 68—69 гг. н. э. Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее и других восточных провинциях Империи. Восстания против римлян и связанной с ними иудейской знати вспыхивали неоднократно, но в 66 г. восстание охватило всю страну. Повстанцы, изгнав и уничтожив римские отряды в Иерусалиме и других местностях Палестины, обратились за помощью к иудеям диаспоры, среди которых распространялись пророческие сочинения о близком «конце мира», о приходе «агнца» (Мессии), который уничтожит господство злых и установит «тысячелетнее царство бога» в Иерусалиме. Одно из сочинений подобного типа, написанное в начале 69 г. н. э., сохранилось и вошло в число «священных» книг христианской религиозной литературы под названием «Апокалипсис Иоанна».

Однако после отчаянной борьбы римские легионы сломили сопротивление иудейских повстанцев. Иерусалим был взят штурмом и сожжен. Восстание было подавлено. Подавлены были восстания и в других провинциях Римской империи. Многие тысячи иудейских пленных, в том числе и различных сектантов, были проданы в рабство. Тысячи других бежали из Иудеи, спасаясь от преследований (73 г. н. э.). Неудачный исход вооруженной борьбы с римлянами, тщетность надежд на появление Мессии вызвали среди масс угнетенного населения провинций чувство глубокого разочарования, стремление найти утешение в вере, в таинственном и чудесном. «...Во всех классах должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия, ни школа Эпикура... Утешение должно было выступить именно в религиозной форме...». Создавалась весьма благоприятная обстановка для проповедей новых религиозных учений. «Не только Палестина, но и весь Восток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых господствовала, можно сказать, прямо по Дарвину борьба за идейное существование», — писал Ф. Энгельс].

В последней трети I в. н. э. в западных провинциях Малой Азии, а также в соседней с ними Македонии и в Александрии стали возникать среди низших слоев городского населения общины людей, веривших, что обещанный Яхве Мессия — божий помазанник, по-гречески Христос, приходил на землю. Но он явился не в виде победоносного военного вождя, а как скромный проповедник, принесший людям духовное освобождение, призывавший к миру, милосердию и всепрощению.

В результате изучения рукописей, найденных в кумранских пещерах Мертвого моря, названных кумранскими по реке Вади-Кумран, выяснено, что первые упоминания о подобном проповеднике встречаются в рукописях ессенов, написанных еще до восстания 66—73 гг. н. э. В «Комментарии на книгу пророка Хабаккука (Абакку-ма)», найденном в Кумране, упоминается некий «учитель справедливости, которому бог поведал все тайны слов его пророков — рабов...». Однако «злой жрец» стал преследовать «учителя справедливости» и убил его. Но в «конце дней» «учитель справедливости» появится вновь и, наградив верующих, восстановит попранную справедливость. Как звался этот проповедник и когда он жил, в рукописи не упоминается. Наряду с этим, как уже говорилось, среди сектантов ходили сочинения о «конце мира» — апокалипсисы, когда божий посланец воскресит всех умерших и сотворит «страшный суд» над живыми и мертвыми. Из подобных верований в сочетании с учением Филона о «сыне божьем», посланном на землю, постепенно стали складываться и рассказы о «божьем сыне» Иисусе Христе, якобы проповедовавшем в Иудее в конце принципата императора Тиберия (30—33 гг. н. э.). Возникли эти верования далеко не сразу. В «Апокалипсисе Иоанна» упоминается лишь «агнец божий», являющийся на землю для суда над живыми и мертвыми. В другом древнейшем христианском произведении — «Пастырь Ерма», повествующем о видении автора, говорится лишь о «сыне божьем», который одновременно является и «духом святым». Лишь в более поздних письмах («посланиях»), приписываемых одному из легендарных христианских проповедников Павлу, называется имя Иисуса Христа как основоположника новой религии.

 Из приведенных сведений об Иисусе Христе, фактически достоверными можно считать только то, что мессия явился не в виде победоносного вождя, а как скромный проповедник, он приходил, проповедовал, и  был убит иудейским жрецом. Все остальное можно оставить на совести апостола Павла и отцов церкви, создавших свое собственное учение. Так как написаны послания Павла были в конце I, в начале II века н.э., то есть через 50 – 100 лет после описанных событий. Однако не исключено, что есть источники, написанные ранее, но как представляющие реальную угрозу учению церкви, не публикуются и хранятся в строжайшей тайне.  Но, для нас главное, что сам факт пребывания Иисуса на земле документально подтверждается есенами, а как потом представил все это Павел, для нас уже теперь особой роли не играет. Кроме того, главное сказано было у Филона еще до появления Иисуса. Эти идеи, ради которых Иисус и приходил, должны были быть поняты и приняты людьми, но их не смогли принять ни тогда, ни сейчас. Вместо этого ведется бесконечное толкование в Библии  тех событий, которых вполне могло и не быть. Идеи эти в словах Иисуса, в его 10 заповедях, в том, что не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих. В том, что не надо накапливать сокровищ на земле, заботиться надо прежде о царстве божьем и о праведности. Только для духа важны накопления. И если брат твой согрешит, упрекни его, если раскается, прости, и если он причинит тебе зло семь раз в день и семь раз скажет тебе: « каюсь», - прости ему. Слова Его прошли сквозь века и записаны были в различных документах, как канонических, так и апокрифических.

О том, что Иисус был и проповедовал, имеются еще документальные сведения. Согласно « Деяниям Фомы» и другим источникам Иисус со своей матерью Марией и своим учеником Фомой отправились в Дамаск. Потом  по длинному караванному пути через северную Персию, они продолжили путь в Кашмир. Мария в пути умерла и в том месте сейчас стоит маленький городок Марри, названный в ее честь и находящийся приблизительно в 30 милях от Равалпинди. Ее могила является важной святыней и в наши дни. Иисус пошел дальше в Шринагар, столицу Кашмира, расположенную среди озер у подножия Гималаев.

Подтверждение пребывания Иисуса в Индии и Тибете было обнаружено еще в конце девятнадцатого века. В 1880 году русскому путешественнику по Тибету, Николаю Нотовичу монахи рассказали о святом с запада, которого почитали индуисты и буддисты. Ему показали копию рукописи, описывающую жизнь этого святого, известного под именем Исса, индуистского эквивалента имени Иисус.

Спустя год после своего открытия Нотович побывал в Риме, где показал перевод рукописи некоему кардиналу, имя которого он не упоминает. Кардинал сказал ему, что для римско-католической церкви в тексте нет ничего нового, и в библиотеке Ватикана хранится шестьдесят три полных или не полных рукописи, касающиеся деятельности Иисуса на Востоке, которые привезены были миссионерами из Индии, Китая, Египта и Аравии.

Оригинал этой рукописи во время культурной революции исчез, а копия рукописи была сохранена монахами в монастыре Химиса в пещере.

Иисус до конца жизни жил возле озера Дал, где проповедовал и исцелял больных, прожил он до 120 лет. Его могила находится в центре города Шринагар в склепе усыпальницы, названой « Розабал», что означает «могила пророка». На древней табличке с рельефным изображением два отпечатка стоп, на которых видно точное местоположение рубцов, оставшихся после распятия.

Фома проповедовал в Индии. Он похоронен в Мадрасе, где над его могилой был построен, существующий и в настоящее время Собор Святого Фомы.

 

02.11.10

 

Вернуться на главную страницу